Группа Каламианских островов (Бусуанга) — направление, которое, в отличии от того же Боракая или Эль Нидо на Филиппинах, пока не имеет бешеной популярности среди Европейцев и уж тем более среди Россиян. Но, с каждым годом, месяцем, минутой ситуация кардинально меняется.

Так что же представляет из себя остров Бусуанга? — глухая деревня, лачуги на сваях. Отсутствие отелей, нормальных ресторанов. Нищета. Добрые и приветливые люди.

Зачем сюда тогда ехать? — ради таинственного острова Корон, его синих озёр, и невероятных скал. Ради белоснежных островов Malcapuya и Banana и многого другого. Только всё это расположено рядом, не на Бусуанге.

Здесь есть удивительные места, которые Вы не найдете не только на Филиппинах, но и во всём остальном мире.

Twin Lagoon

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО БУСУАНГИ

Территориально остров Бусуанга расположен в провинции Палаван в группе Каламианских островов. Для наглядности представлена картинка ниже:

Карта Филиппинских островов

Самое удобное и комфортное перемещение между островами на Филиппинах — это самолет, Бусуанга в этом плане не исключение. Остров имеет собственный аэропорт Francisco B. Reyes (USU), который принимает внутренние рейсы из Манилы (MNL), Себу (CEB) и Кларка (CRK). Есть также весьма экзотические перелеты на гидропланах или легкомоторных самолетах из/в Пуэрто-Принцессы (Puerto Princesa) и Катиклана (Caticlan). Ниже подробности по каждому из вариантов.

ПЕРЕЛЕТ ИЗ МАНИЛЫ ДО БУСУАНГИ

Основной хаб, принимающий туристов со всего мира — это Манила. В столицу летит более 9о% всех международных рейсов. Если Бусуанга — первый пункт назначения на Филиппинах, то определенно стоит рассматривать транзит до острова через Манилу.

К сожалению, на данный момент нет прямых рейсов из России на Филиппины. Добираться до Манилы необходимо с пересадкой. Вариантов огромное количество на любой вкус и кошелек. Наш частный случай был с транзитом через Гуанчжоу. Рекомендую ознакомиться со статьей, чтобы быть готовым к беспределу, который там творится.

Аэропорт «Манила»:

Но тема не о Маниле, а о Бусуанге, вернусь к внутреннему перелету. Летают на остров сразу четыре авиакомпании: Philippine Airlines, Cebu Pacific, SkyJet и SEAIR. Общее количество рейсов колеблется от 8ми до 14ти, в зависимости от дня недели и сезона.

Рекомендую пользоваться первыми двумя авиакомпаниями. Это крупные национальные перевозчики. Две другие — шараги с парой самолетов. Достаточно просто зайти к ним на сайт, чтобы отказаться от полета.

Рейсы выполняют пропеллерные самолеты, приблизительное время в пути — 50 мин. Средняя стоимость перелета в один конец порядка 50 USD. Как правило, у Cebu Pacific цены ниже, так как это лоукостер. Также отмечу, что многие агрегаторы авиабилетов, к примеру Aviasales, не выдают в поиске рейсы Cebu, смотреть их и покупать билеты нужно на официальном сайте авиакомпании.

ПЕРЕЛЕТ ИЗ СЕБУ И КЛАРКА ДО БУСУАНГИ

Из этих городов летают только Philippine Airlines и Cebu Pacific.

Из Себу: от одного до трех рейсов в день, которые осуществляются только в утренние часы, до 10:00. Время в полете — 1:30 минут.

Из Кларка: один — два рейса в день. Летают также только в утренние часы. В полете — 1:15 минут.

ПЕРЕЛЕТ ИЗ ПУЭРТО ПРИНЦЕССЫ (КАТИКЛАНА) ДО БУСУАНГИ

Карта полетов

Вот это очень интересный вариант. К сожалению, не было возможности его испробовать. Хотя, как мне кажется, летать с филиппинцами на гидроплане весьма экстремальное и опасное занятие. Смотреть расписание и бронировать билеты можно только на их официальном сайте.

Авиакомпания действительно существует, думаю можно смело бронировать билеты. Лично видел, как народ улетал на их небольшом звере в направлении Пуэрто Принцессы, надеюсь долетели удачно. А вообще, судя по их сайту, карта полетов весьма внушительная и такие перевозки пользуются спросом. В следующий раз обязательно попробую протестировать их.

ПАРОМ ИЗ ЭЛЬ НИДО ДО БУСУАНГИ

На Филиппинах есть две жемчужины: Эль Нидо и Корон с его озерами (остров расположился около Бусуанги). Так вот между этими районами в провинции Палаван с недавнего времени курсируют паромы. Расстояние в сто с небольшим километров преодолевается за 3,5 часа.

  • Отправление из города Корон (Бусуанга) — 12:00;
  • Отправление из Эль Нидо — 06:00.

Насколько я понял, официального сайта у перевозчика не существует. Забронировать билет онлайн можно у агентов, к примеру, здесь. Стоимость билета в один конец 39 USD.

Делать это не рекомендую, так как расписание сильно зависит от погоды. Во время нашего присутствия на острове объявляли сигнал №1 о предстоящем тайфуне, соответственно в море не выходила ни одна лодка, включая паром, и это для Филиппин довольно частое явление. Вряд ли бывают дни, когда может не быть мест на этот корабль. Билеты всегда можно купить в любой туристической палатке на острове в городе Корон за день до отправления.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА БУСУАНГЕ

Прежде чем начать писать о вариантах размещения, напомню о специфике этого места. Всё самое красивое (озёра Корона, белоснежные пляжи с голубой водой) находятся не на Бусуанге. До природных достопримечательностей нужно добираться на арендованной лодке или в составе тура. Т.е. сразу нужно уяснить, что на самом острове делать нечего. Здесь нет красивых уютных бухт и бунгало у берега. Бусуанга — это только место для базирования туриста, где есть примитивная цивилизация (рестораны, отели) и откуда можно совершать ежедневные вылазки на соседние заповедные острова.

Ниже карта отелей с Букинга (кликабельна, можно посмотреть сразу на сайте):

Booking.com

Территориально могу выделить две зоны: город Корон с ближайшими окрестностями и весь остальной остров.

ОТЕЛИ В ГОРОДЕ КОРОН И ОКРЕСТНОСТЯХ

Моё личное мнение — останавливаться нужно только в Короне.

  • Во-первых, каждый день нужно брать лодку и ехать к другим островам. Лодка/тур берутся на пристани в городе Корон;
  • Во-вторых, только здесь на острове есть хоть какое-то подобие разнообразия и цивилизации. Я имею ввиду рестораны, магазины, банкомат и прочие мелочи.

Развитие туризма на Бусуанге пока еще на начальном этапе. Поэтому стоит готовиться к отсутствию хоть какого-то сервиса в этом городе и уживаться рядом с шумными местными жителями. Всё жильё в Короне — это в основном халупы для дайверов и бэкпэкеров. Более или менее приличные места разбираются за пол года вперед, так как их по пальцам можно пересчитать.

Советую бронировать жильё чуть подальше от пристани и центральных улиц Корона. Главное соблюсти баланс, так чтобы потом можно было пешком без проблем дойти до пристани/центра минут за 10-15.

Я рекомендую!

Дом NVH Palawan
Рейтинг Booking 8/10

Большую часть нашего времени на Бусуанге мы провели в доме NVH Palawan. Могу рекомендовать это место. Дом расположен на холме, вдали от самых шумных и грязных улиц Корона. В доме чисто, отлично работают кондиционеры, территория огорожена, на улице есть дворик, где можно спокойно посидеть вечером. До пристани 15 мин пешком (3 мин на трицикле).

ОСТАЛЬНЫЕ ОТЕЛИ НА БУСУАНГЕ

Всё что расположено за пределами окрестностей города Корон не вижу смысла рассматривать в качестве вариантов для проживания. Хотя, на карте Букинга есть несколько дорогих отелей с хорошим рейтингом, которые расположились вдоль южного побережья острова.

Повторюсь еще раз, на Бусуанге нет хороших пляжей и платить 100 — 150 USD за ночь в отеле, который расположен в месте, где нельзя купаться, смысла нет. К тому же арендовать лодку/взять тур можно только в городе Корон. Забронировать отель черт знает где и потом каждый день еще ездить по пол часа на трицикле до пристани в Короне — идиотизм.

КАРТА ОСТРОВОВ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ БУСУАНГИ

АРЕНДА ЛОДКИ НА БУСУАНГЕ

Как я писал выше, всё самое интересное расположено за пределами острова Бусуанга, поэтому для посещения пляжей и достопримечательностей необходимо арендовать лодку или пользоваться услугами пакетных туров.

АРЕНДА ПРИВАТНОЙ ЛОДКИ

Безусловно, вариант с приватной лодкой предпочтительнее пакетного тура. Перечислять плюсы можно бесконечно, вот только несколько из них:

  1. Выбор маршрута. Ты сам выбираешь когда и куда тебе поехать, составляешь свой маршрут, можешь предугадать направление движения общей массы и спланировать посещение островов и достопримечательностей в городом одиночестве, без толп китайцев.
  2. Управление временем. Ты самостоятельно распоряжаешься своим временем, надоело на одном месте, плывешь в другое, обгорел и хочешь назад в отель — пожалуйста, дело твоё.

Где арендовать лодку?

Есть несколько вариантов:

  1. попросить организовать аренду в отеле на ресепшене — в этом случае стоимость будет выше, примерно, на 500 песо (своеобразная комиссия брокера — отеля);
  2. арендовать в туристической палатке, коих в городе Корон с десяток;
  3. Придти самостоятельно к пирсу — месту базирования лодочников и договориться о лодке напрямую.

Моё личное мнение — брать лодку и договариваться нужно только напрямую. Филиппинцы (лодочники) — народ, до безобразия, ленивый и безответственный, поэтому каждую деталь в предстоящей поездке нужно обговаривать и согласовывать лично с капитаном, чтобы потом не было недопонимания.

Место стоянки лодок и пункт, где ошиваются капитаны отмечено на карте.

Сколько стоит аренда лодки?

За комфорт всегда нужно платить больше, поэтому аренда лодки, естественно, дороже, чем пакетный тур. Цена напрямую зависит от дальности маршрута и количества человек. Ниже последняя информация по стоимости (указана в песо):

Бусуанга: стоимость аренды лодки

Цена рассчитывается по самому дальнему пункту назначения. Другими словами, если Вы плывете до Pass Island и делаете промежуточные остановки в других местах, стоимость не меняется.

Что входит в стоимость аренды?

При аренде лодки на Бусуанге в стоимость входит сама лодка и экипаж. Состоит он или из двух человек, или из трех, зависит от размера лодки. На этом всё. Время аренды обычно с 09:00 до 17:00. Отплыть раньше, как мы не старались, у нас не получилось. Самое позднее время возвращения было около 17:30 (в 18:00 на Бусуанге уже темно).

Дальше важно отметить, что в эту стоимость не входит:

  1. Продукты на обед, которые нужно купить перед отплытием на рынке;
  2. Сборы за посещение каждого отдельного острова/достопримечательности (о них подробнее ниже).

Пару слов по поводу обеда. Как правило, весь день проходит на соседних с Бусуангой островах и пляжах. Инфраструктуры и ресторанов нигде нет, поэтому лодочники готовят обед для туристов прямо на борту. Перед отплытием капитан сам поведет Вас на рынок и поможет с покупкой продуктов. Обычно это рыба/курица на выбор, которые они готовят на гриле, рис, фрукты, вода, пиво. У нас в среднем продукты на обед выходили около 500 песо на человека.

После первого раза, когда лодочник поможет закупиться и сориентироваться  на рынке, можно уже делать это самостоятельно, чтобы потом не тратить время и пораньше отплыть из Корона.

ПАКЕТНЫЕ ТУРЫ (ЭКСКУРСИИ)

Личного опыта, слава богу, не имею. Скажу только как выглядит это всё со стороны. Большая лодка, человек на 30-40, из которых половина — это галдящие китайцы. Курсируют они все по стандартному маршруту. Т.е. сначала пять таких лодок идет к одному острову/пляжу и вываливает на него больше ста человек, потом они все одновременно пакуются и плывут к следующему месту, которое опять облепляют как мухи. Сущий ад.

Стоимость таких туров, безусловно, меньше. Также в них входит уже ланч и все сборы за посещение островов/достопримечательностей. Кому интересно, можете посмотреть программу и стоимость этих экскурсий на сайте.

Не рекомендую плавать в такие пакетные туры. Испортите впечатление о Каламианских островах, а сэкономите сущие копейки. На Бусуанге больше не на что тратить деньги, кроме как на поездки по близлежащим островам, поэтому стоит заплатить чуть больше и взять частную лодку.

СБОРЫ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ ОСТРОВОВ/ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

Практически все острова на Филиппинах, особенно в туристических местах, частные. За их посещение с туриста взимается сбор (entrance fee).

Больше всего в этом плане наглеет племя Tagbanwa, которому принадлежит соседний с Бусуангой остров Корон. Плата за вход на озёра самые высокие, приходится платить даже за снорклинг на коралловом рифе, который расположен около острова.

Другие туристические острова (Малкапуйя, Банана и др.) принадлежат уже простым филиппинцам (не племени). Здесь ты хотя бы видишь за что платишь. Люди реально ухаживают и облагораживают островки. Построены пикниковые зоны, пляж чистится и убирается. На некоторых островах даже есть подобие бара.

Цены ниже (меняются они с невероятной скоростью, через пару лет скорее всего можно будет уже умножать на два):

Бусуанга: стоимость посещения (Entrance fee)

ЭКСКУРСИИ С БУСУАНГИ

С занудной справочной информацией покончено, теперь перехожу к описанию островов, пляжей и достопримечательностей, дабы вдохновить на поездку на остров Бусуанга. Описание будет построено по дням, т. е. изложу своеобразный дневник нашей поездки и в конце описания каждого дня дам несколько рекомендаций, что можно было бы изменить/дополнить.

При планировании поездки я наставил себе кучу меток на карте maps me и далее показывал их капитану лодки. Всего было построено три маршрута для посещения: остров Корон (синие метки на карте), дальние острова Малкапуйя, Банана, Детайтаян (оранжевые метки) и остров Pass Island (зеленые метки). Другими словами, у нас было расписано 3 полных дня, в которые планировалось посетить все самые красивые и интересные места в окрестностях Бусуанги.

Вообще, все маршруты по этим островам уже давно отработаны. Капитан сам расскажет про интересные места, где стоит остановиться. Ваше дело согласиться с ним, или предложить иной маршрут. Мое мнение, посещать надо те места, которые посоветует филиппинец. Эти люди живут здесь всю жизнь и знают море как свои пять пальцев. Единственное, что следует учитывать и контролировать самому, так это последовательность остановок, чтобы не оказаться в потоке пакетных туристов. Если капитан нормальный, он сам будет делать так, чтобы миновать людей, а если лентяй, то будет таскать в куче со всеми. В этом у него тоже есть своя выгода. Пока Вы загорайте и купаетесь в море, все лодочники играют в баскетбол. Для их досуга везде обустроены площадки, чтобы им было чем себя занять весь день.

МАРШРУТ К ОСТРОВУ PASS ISLAND (ЗЕЛЕНЫЕ МЕТКИ)

Это был наш первый день на Бусуанге. Изначально планы были отправиться в направлении южных островов (Малкапуйя и др), но вмешалась погода. По прогнозу, в ближайшие пару дней рядом должен был пройти тайфун, выходить в открытое море было очень опасно. Остров Pass Island, ввиду своего географического расположения (спрятан за Бусуангой), открыт для посещения практически в любую погоду. Ветер здесь всегда тише, волны меньше.

Стандартный маршрут по этому направлению:

  • Коралловые сады Lusong Coral Garden;
  • затонувший корабль Lusong Gunboat;
  • остров Pass Island.

В первый день мы провозились довольно долго и отплыли около 10ти часов. Наш капитан посоветовал сразу плыть к острову Pass Island, а уже на обратном пути остановиться на кораллах и затонувшем корабле. Предложение было принято. Проплывая около острова Lusong, действительно, было пришвартовано уже несколько лодок, а в воде болтались десятки людей в спас-жилетах.

Pass Island

Дорога от пристани города Корон до Pass Island без остановок заняла около 2х часов, уже в районе 12ти мы высадились на берег. Островок — крошечный, в длину около 300 метров, а в ширину не более ста.

К сожалению, небо в этот день хмурилось, изредка моросил дождь, поэтому фото выглядят посредственно.

Остров Pass Island

Вдоль всего восточного берега Pass Island идёт пляж с мелким белым песком. Вода кристально чистая и теплая (27 С). Вход в море плавный, уже в 10-20 метрах от берега начинаются кораллы. Глубины здесь нет, можно плыть метров 200, всё равно будет по пояс.

Остров Pass Island

Моё мнение, на Pass Island самый интересный подводный мир. Не в плане кораллов, их не так много, они чередуются с песчаным дном, здесь больше поражает количество разных видов рыб, больше такого разнообразия в окрестностях Бусуанги не встречалось.

На другой части острова берег каменистый, проверять что там в воде не стали, судя по виду с берега кораллов нет.

Остров Pass Island - Бусуанга

На самой западной точке на вершине островка есть что-то похожее на смотровую площадку.

Остров Pass Island - Бусуанга

После приезда советую занимать самый крайний столик, там спокойнее.

Через час сюда привезли десятки туристов и они начали галдеть, включать музыку и создавать суету, поэтому к 14:00 мы покинули Pass Island. К тому же нужно было еще успеть на коралловый риф и Wreck.

Остров Pass Island - Бусуанга
Остров Pass Island - Бусуанга

В общем и целом мне Pass Island понравился, особенно подводный мир. Впечатление только было смазано пасмурной погодой и толпой местных филиппинцев, которые приплыли праздновать прошедший новый год.

  • Общая оценка острову: 4/5
  • Оценка пляжу: 4/5
  • Снорклинг: 5/5

Коралловые сады Lusong Coral Garden

В этой поездке с собой не было камеры GoPro, поэтому всё что было под водой могу лишь описать. Сразу стоит сделать некоторое отступление. Во время отдыха на Бусуанге есть два вида снорклинга: первый — приплыл на остров, загораешь, купаешься, взял маску и пошел посмотреть, что там под водой: второй — это более продвинутый и интересный — снорклинг с лодки, когда она специально подвозит к коралловым садам.

Коралловые сады Lusong Coral Garden

Так вот Lusong Coral Garden, как мне кажется, самое топовое место для продвинутого снорклинга. Протяженность кораллового рифа — метров 200 — 300. Глубина разная, около берега боишься прочертить пузом по морским ежам,  чуть дальше и уже нужно нырять на 3-4 метра. Кораллы очень красивые, яркие (но, не такие, как на Красном море). Самое главное — здесь мне первый раз в жизни довелось увидеть большую черепаху прямо в воде, в ее среде обитания. Незабываемое зрелище.

В общей сложности проплавали здесь около часа, не хотелось вылезать. Обязательно стоит остановиться здесь, снорклинг — 5/5. Кстати, капитан был прав, если утром здесь стояло лодок 5, то на обратном пути мы были одни (около 15:30).

Затонувший корабль Lusong Gunboat

Отголоски второй мировой войны. Рядом с Бусуангой затонуло несколько десятков кораблей, которые облюбовали дайверы. На некоторые из них можно посмотреть просто с маской, в том числе на Lusong Gunboat.

Это небольшое судно лежит на боку на глубине 14 метров, при этом самая близкая точка к поверхности воды всего лишь в 2 м глубины. Видимость в воде отличная. При желании можно нырнуть метров на 5 и полностью осмотреть судно. На вскидку его длина не более 30 метров.

Поплавали мы здесь около 15 минут, так как по сути смотреть и нечего. Лежит небольшая посудина на боку и всё. Какого-то особого впечатления этот Wreck не произвел, хотя остановиться тут всё-таки стоит, особенно если прежде никогда не видели затонувшие корабли. От коралловых садов до этого места метров 500 на лодке.

Резюмируя этот день и этот маршрут к острову Pass Island с двумя остановками — как говорится, ни убавить, ни прибавить. Всё шло своим чередом. Капитан правильно оценил ситуацию и сначала повез нас на Pass Island, а затем уже понырять к кораллам и затонувшему кораблю. Благодаря этой последовательности мы миновали потоки туристов. В Корон вернулись около 17:30 на закате. Отличный маршрут/день, который могу смело рекомендовать повторить.

Маршрут к Pass Island

МАРШРУТ К ОСТРОВАМ MALCAPUYA И BANANA ISLAND (ОРАНЖЕВЫЕ МЕТКИ)

Пропускаю описание пары дней на острове, когда была неважная погода (о них чуть позже) и перехожу к следующему маршруту. Заветные острова Malcapuya, Ditaytayan и Banana. насчет них у меня были очень высокие ожидания.

Несмотря на то, что запрет на выход в море из-за тайфуна был снят, сохранялась ветреная погода. Порывы достигали 10-15 м/с. Что это значит простым языком? — трехметровые волны, которые в любой момент способны разбить и перевернуть эти хлюпенькие лодки-пауки.

При таких условиях лодочники наотрез отказываются плыть на дальние острова, нужно быть настойчивее и спрашивать у всех попало. Через пол часа один филиппинец всё-таки согласился отвезти нас.

Поначалу мелькнула мысль, что раз никто туда не едет, будем одни весь день на островах. Но на самом деле совсем не так. Отказываются плыть приватные лодки — они небольшого размера, а вот большие, которые возят на борту по 30-40 пакетников плывут туда регулярно, в независимости от размера волн.

Стоимость лодки до островов Malcapuya и Banana — 4 350 песо. Ditayatayan, как правило, не входит в стандартную программу, поэтому дополнительно лодочник берет еще 500 песо за путь к острову. Однако, на пол пути, капитан сообщил, что к самому дальнему — Дитайтаяну не пойдем, волны слишком большие. Ситуация была на самом деле весьма напряженная, лодку швыряло прилично.

Остров Banana Island

Это была наша первая остановка из двух намеченных на этот день. Из порта Бусуанги до острова — 2 часа пути при сильном ветре и волнах. В хороших условиях, по словам капитана — 1,5 часа.

Что сказать про этот остров? — это рай, баунти, называть можно как угодно.

Остров Banana Island - Бусуанга

Теплое море с бирюзовой водой, чистый пляж с белым песком. Находится здесь очень приятно. На острове созданы все условия для комфортного отдыха. Пикниковые зоны, гамаки под пальмами. Даже можно купить холодного пива или других напитков.

Из всех посещенных островов в окрестностях Бусуанги Банана оказался самым ухоженным и чистым.

Остров Banana Island - Бусуанга

Капитан нас привез на остров утром, около 10:30 (первая остановка). На всей территории мы были одни, ни единого человека. Правда продолжалось это не долго. Первые лодки с пакетниками начинают причаливать сюда в 11 часов и продолжают пребывать до 12ти.

Остров Banana Island - Бусуанга

Забегая вперед, на Банана мы плавали еще раз на следующий раз и теперь могу смело расписать по часам график присутствия толпы на острове.

Организованные группы находятся на Банане в период с 11:00 до 14:30. Соответственно в любой другой промежуток времени можно в гордом одиночестве релаксировать на целом острове. Советую останавливаться здесь во второй половине дня.  Добраться до Бананы из Бусуанги раньше 10:30 не получится, соответственно в запасе будет совсем мало времени. А вот после обеда можно провести 1,5-2 часа без толп туристов.

Остров Banana Island - Бусуанга

По поводу снорклинга около острова — ничего примечательного не увидел. Хотя, по правде говоря всю береговую линию не исследовал. Остров прежде всего располагает к томному покачиванию в гамаке после ланча и банки ледяного пива.

Остров Banana Island - Бусуанга

Для любителей поробинзонить на острове предусмотрены бунгало, в которых можно остановиться с ночевкой. Цена в районе 700 песо с человека за ночь. При этом изначально нужно позаботиться о продуктах и договориться с лодочником, чтобы он забрал Вас на следующий день с острова.

У нас в планах стояла одна такая ночь, но подвела нестабильная погода. Через день дули сильные ветра, поэтому был риск зависнуть на острове больше чем на сутки, в том случае если утром из-за плохой погоды лодка не сможет тебя забрать. Поэтому советую обязательно смотреть прогноз, прежде чем отправиться на остров с ночевкой.

Остров Banana Island - Бусуанга

По сумме — остров Banana Island, по моему мнению, явный фаворит из всех. Обязательно к посещению и желательно с ночевкой.

  • Общая оценка острову: 5/5
  • Оценка пляжу: 5/5
  • Снорклинг: без оценки

Остров Malcapuya

Малкапуйя расположен рядом с островом Банана. Плыть около 10-15 минут. Причалили мы сюда в 14:00. Это была наша вторая и последняя остановка на этот день.

Пляж Малкапуйи — самый большой, который можно найти рядом с Бусуангой. Протяженность береговой линии около 700 метров.

Остров Malcapuya - Бусуанга

Всё тот же белый песок, лазурная вода и непередаваемое чувство удовлетворения и эйфории от окружающих пейзажей.

Остров Malcapuya - Бусуанга

По поводу посещения острова пакетниками: они оккупируют остров с 14:00 и до заката. Это стандартная программа, сначала всех везут на остров Банана, а затем на Малкапуйю. Посещать остров нужно до обеда, в это время людей нет.

К сожалению, нам попался херовый лодочник, который провез нас по направлению общей массы. И если на Банане у нас было хотя бы пол часа в абсолютном одиночестве, то здесь уже пришлось находиться вместе со всеми.

Остров Malcapuya - Бусуанга

Хотя, возможно, я сильно привередничаю. Места на Малкапуйе очень много, хватает всем. Здесь уж точно не придется лежать жопа к жопе, как на Сардинии летом.

Остров Malcapuya - Бусуанга

Заход в воду плавный. До глубины нужно плыть/идти метров 200. Есть ли здесь, на что посмотреть с маской, сказать не могу. У берега (ближайшие 100 метров) точно нечего.

Если сравнивать с островом Банана, то пляж Малкапуйя выглядит более впечатляющее.

Остров Malcapuya - Бусуанга

Но если сравнивать острова в целом, то Banana мне пришелся по душе больше. Как-то на нем уютнее, чище, а инфраструктура лучше.

Каких-то бунгало для ночевки на острове не заметил. Хотя на Малкапуйе на постоянной основе живут владельцы острова. Рядом с пляжем расположен их дом и хозяйство в составе наглых кур и орущих петухов.

Остров Malcapuya - Бусуанга

Безусловно, это еще один остров из категории «Must See». Таких нетронутых мест в современном мире осталось очень мало.

Моя оценка ниже:

  • Общая оценка острову: 5 с минусом из 5
  • Оценка пляжу: 5/5
  • Снорклинг: без оценки

Вот так прошел еще один наш день на островах рядом с Бусуангой. Главный совет — делать остановки в противоположном направлении. В этом случае получится миновать толпы туристов и отдыхать в гордом одиночестве.

  1. Остров Malcapuya и обед на нём до 14:00;
  2. Остров Banana с 14:00 до 16:00 и возвращение на Бусуангу (или ночевка на Банане).

Стоит также упомянуть, что изначально мы планировали посетить три острова, дополнительно еще Дитайтаян, но из-за погоды не получилось. Оно и к лучшему, потому что тогда бы пришлось галопом пробежаться по островам, задерживаясь на каждом по 40-50 мин. Оптимальный вариант для дневной поездки — два острова.

Маршрут к острову Malcapuya

Видео снятое на Малкапуйе с Mavic Pro:

МАРШРУТ К ОСТРОВАМ DITAYTAYAN И BANANA ISLAND (ОРАНЖЕВЫЕ МЕТКИ)

В предыдущий день нам не удалось добраться до еще одного острова, который стоял обязательным пунктом для посещения в этой поездке — Ditaytayan Island. Погода понемногу начала налаживаться, порывы ветра стали меньше и было принято решение первым делом направиться к Дитайтаяну, а затем провести вторую половину дня (после 14:00) на Banana, когда там нет людей.

Остров Ditaytayan Island

Дорога от Бусуанги до Дитайтаяна занимает 2 — 2,5 часа, в зависимости от погодных условий и быстроходности лодки. В нашем случае и первое и второе оставляли желать лучшего, поэтому плыли мы около 2 часов 20 минут.

Ditaytayan — большой остров, но вся его территория и береговая линия не представляют интереса, кроме одного места — песчаной косы, уходящей в море на сотни метров.

Остров Ditaytayan - Бусуанга

Плыть от Banana Island сюда не больше 20 минут, но, к счастью, на остров не возят организованных групп туристов. Соответственно с большей долей вероятности здесь никого не будет на протяжении всего дня.

На Дитайтаяне пока практически ничего не обустроено. Есть только одна беседка и стоит несколько шезлонгов.

Остров Ditaytayan - Бусуанга
Остров Ditaytayan - Бусуанга

Хотя, как мне кажется, это не на долго. Уже к следующему сезону здесь появится инфраструктура и сюда скорее всего начнут возить пакетников.

Сейчас — это очень красивое и необычное место, которое обязательно стоит посетить.

Остров Ditaytayan - Бусуанга

Поплавать с маской здесь можно слева от песчаной косы, если стоять спиной к острову. Кораллов мало, но они есть, как и разные рыбы.

Ditaytayan — это место, которое обязательно нужно увидеть, но оставаться надолго здесь довольно тяжело. Там где коса — отсутствуют пальмы и тень. Солнце палит беспощадно. Мы провели здесь пару часов, сделали фото, пообедали и отправились к Banana, чтобы уже в комфорте и тишине провести остаток дня.

Остров Ditaytayan - Бусуанга

Моя оценка Дитайтаяну:

  • Общая оценка острову: 4/5
  • Оценка пляжу: 5/5
  • Снорклинг: 3/5

Про оставшуюся часть дня на Banana Island добавить нечего, так как всё было описано выше. Единственное, что хочу еще раз отметить, что в два часа дня все организованные группы упаковались на лодки и двинули в сторону Малкапуйи. К 14:30 остров опустел и мы остались на нем одни.

ОСТРОВ КОРОН (ОЗЁРА KAYANGAN, BARRACUDA, ГОЛУБАЯ ЛАГУНА И ДР.)

Выше я описал острова, которые расположены дальше всего от Бусуанги. Но пока я не упоминал о самом необычном и невероятном месте — острове Корон (не путать с городом Корон на Бусуанге). На изучение и посещение доступных мест Корона мы потратили полных два дня. Чтобы как-то сократить этот отчет я решил выделить Корон в отдельную статью. Он поистине заслуживает такого внимания. Читайте подробное описание и рекомендации по ссылке: Остров Корон.

Остров Корон

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НА БУСУАНГЕ (ФИОЛЕТОВЫЕ МЕТКИ)

В начале статьи я написал, что на острове нечего делать и всё самое красивое расположено рядом с ним. Такая точка зрения прослеживалась во многих источниках, которыми я пользовался при подготовке. Но нигде не было хотя бы маломальской информации по тем скудным местам, которые всё же представляют интерес на Бусуанге.

Не люблю доверять непроверенной информации, поэтому один из дней на острове у нас был полностью посвящен поездке по острову. К тому же, так сложилось, что во время нашего пребывания была угроза тайфуна и как не крути, нужно было искать себе развлечения, выход в море к соседним островам был запрещен.

На карте отмечены фиолетовые метки, по которым мы прокатились на арендованном скутере за день. Стоимость аренды — 500 песо, места также отмечены на карте.

Природа Бусуанги

Мне определенно доставляет удовольствие знакомиться с новыми местами, природой, жителями и их бытом. Мне не важно, чтобы это был обязательно пляж с белоснежным песком или здание с тысячелетней историей. Главное — новые эмоции.

Поездка на скутере по новым для меня местам, а именно по Бусуанге, дала новых эмоций, день был прожит не зря.

Остров Бусуанга
Остров Бусуанга
Остров Бусуанга

Больше всего за этот дневной трип поразили местные жители. Они отличаются от тех, которые живут в городе Корон. В первую очередь тем, что невероятно приветливы. Завидев за сотни метров скутер с иностранцем, они выбегают на дорогу и размахивая руками во все стороны встречают тебя широченной улыбкой. Проживая в халупах и бедности, эти люди улыбаются чаще и наверняка чувствуют себя в десятки раз счастливее, чем мы — поколение офисных крыс.

Остров Бусуанга: местные жители
Остров Бусуанга: местные жители

Kingfisher Park

Теперь пройду по порядку по меткам, отмеченным на маршруте по Бусуанге. Кингфишер парк — это место, где можно взять каяк в аренду и прокатиться по мангровым зарослям.

Стоимость аренды одного каяка — в районе 400 песо.

Kingfisher Park - Бусуанга

Важное замечание: до обеда отлив, поэтому поплавать на каяке не получится. Приезжать нужно после 14:00. Мы заезжали до обеда, прогулялись по территории парка, а затем заехали на обратном пути и уже прокатились на каяках.

Kingfisher Park - Бусуанга

Поплавать по манграм прежде не доводилось, поэтому развлечение понравилось, могу рекомендовать. По времени прогулка занимает около часа.

Kingfisher Park - Бусуанга

Вроде бы у этих ребят также есть вечерняя экскурсия по манграм. Ее фишка состоит в том, что катание на каяках проходит с наступлением темноты. В это время заросли освещаются тысячами светлячков. Думаю, что зрелище впечатляющее. К сожалению, поплавать самому не довелось.

Kingfisher Park - Бусуанга

Водопад Concepcion Falls

Есть на Бусуанге и водопад. Правда назвать его так можно с большой натяжкой. На общей карте поставил метку. Расположен он метрах в 500 от дороги, идти нужно пешком. На повороте к водопаду дежурят местные дети, которые за символическую сумму рады предложить услуги по «охране скутера». Так что съезд не пропустите.

Вода чистая и прозрачная, туристы купаются, я не рискнул. Хотя, если бы никого не было, то тоже залез. Места мало, а толкаться на крохотном пятачке с другими людьми не хотелось.

Водопад Concepcion Falls - Бусуанга

Сами филиппинцы очень любят это место, выбираются сюда семьями, устраивают пикники. Видимо пресноводный водоем на них оказывает такое же влияние, как на нас море.

Водопад Concepcion Falls - Бусуанга

Место из разряда: заехать на 15 минут и поехать дальше.

Alam Indah Beach

На Бусуанге нет пляжей, где можно было бы искупаться. Вся береговая линия — это или мангровые заросли, или болото. Для пляжного отдыха необходимо ежедневно отправляться к соседним островкам. К этим принципам  я себя подготовил перед поездкой.

Однако, всё же вдоль побережья есть места, где можно искупаться и даже поснорклить.

Alam Indah Beach — это крошечный уединенный резорт, который принадлежит итальянской семье. О его существовании говорит только небольшая табличка, расположенная на обочине дороги. К пляжу ведет крутая дорожка, выложенная камнем.

Alam Indah Beach - Бусуанга

Место — чрезвычайно уютное и уединенное. За 250 песо с человека хозяйка предложила нам комплексный обед из пасты и десерта, а также разрешила пользоваться всей инфраструктурой весь день: лежаки, домик на воде, оборудование для снорклинга, душ.

Alam Indah Beach - Бусуанга

Пляж конечно на троечку, песок с щебенкой, на дне первые 50 метров трава. Но благодаря европейскому уюту и обслуживанию — это лучшее место на всем побережье Бусуанги. Коралловый риф есть, не самый лучший, но всё же есть.

Также владельцы имеют две виллы для размещения. Стоимость около 100 долларов за ночь.

Alam Indah Beach - Бусуанга

Kinfdisher Park, Concepcion Falls, Ilam Indah Beach — места, которые мы посетили в течение дня, арендовав с утра скутер. В отель вернулись около 17:00. Рекомендую обязательно оставить один день во время поездки на Бусуангу для знакомства с самим островом.

Смотровая Mount Tapyas

Это гора — лучшее место на Бусуанге, чтобы встретить закат. Расположена она в черте города Корон. Каждый день, начиная с 17:00, вверх устремляется вереница туристов, чтобы посмотреть на залив в лучах уходящего солнца.

Подъем вверх оборудован ступеньками и перилами. Всё цивильно, так сказать для людей. Идти минут 20 (при хорошей физической подготовке). Быть на вершине горы надо к 17:20 — 17:30, чтобы увидеть закат во всех красках. Начинать подниматься позже 17:00 не вижу смысла, всё пропустите. Если опаздываете — лучше перенести посещение смотровой на следующий день.

Смотровая Mount Tapyas - Бусуанга

Видами с Mount Tapyas остался очень доволен. Вообще, азиатские закаты великолепны.

Смотровая Mount Tapyas - Бусуанга
Смотровая Mount Tapyas - Бусуанга

Горячие источники Maquinit Hot Spring

Неподалеку от города Корона находятся термальные ванны с горячими источниками. Не посещал это место, хотя местные рекомендуют. Не представляю, как это — купаться в 40 градусной воде, когда вокруг температура +30 и духота.

Да и с гигиенической точки зрения не было желания плавать в этих ваннах. Все-таки это Азия. За горячими источниками советую отправляться на остров Искья в Италии.

Сафари Calaut Safari

До зоопарка так же руки не дошли. Расположен он на самой западной точке Бусуанги. Посмотреть фото этого места можно на других ресурсах.

Могу сказать только, что ехать туда по земле часа 3, по воде примерно столько же.

ГОРОД КОРОН НА БУСУАНГЕ

С развлечениями и достопримечательностями Бусуанги и близлежащих островов покончено. Надеюсь информация будет полезна при планировании поездки.

Считаю своим долгом также уделить небольшой раздел городу Корон — столице Бусуанги. Так или иначе, здесь приходится проводить все вечера после возвращения из дневного трипа, к тому же город — это еще одна культурная достопримечательность и ценность этого региона.

Город Корон - Бусуанга

Ниже нет практической информации — только лишь эмоции и ощущения, чтобы передать правильную атмосферу этого места.

Город Корон — это типичная Азия, с шумными местными жителями и ревущими мотоциклами, трициклами. Здесь не существует понятие «тишина».

Город Корон - Бусуанга

Для тех, кто впервые находится в Юго-Восточной Азии этот город будет шоком.

Город Корон - Бусуанга

Но что удивило в хорошем плане, Корон достаточно чистый город. Да, он шумный и пыльный, но здесь почти нет бытового мусора и зловонных запахов.

Город Корон - Бусуанга

Городской рынок. Каждое утро туриста на Бусуанге начинается именно здесь. Прежде чем отправиться в плавание на арендованной лодке нужно закупить продукты на день.

Город Корон - Бусуанга

Слева расположена стоянка лодок, справа рынок.

Город Корон - Бусуанга

Единственное место на острове, где было очень много грязи и мусора. Лодочный пирс.

Город Корон - Бусуанга
Город Корон - Бусуанга

Не каждый филиппинец может позволить себе купить землю и построить на ней дом. Самые бедные жители Бусуанги живут в лачугах, которые стоят в море на сваях. Такое жилье дешевле.

Город Корон - Бусуанга
Город Корон - Бусуанга

Любимая еда местных. Филиппинцы обожают жарить маленькие шашлычки на гриле из всего что попало под руку. Пробовал курицу — не отравился.

Город Корон - Бусуанга

Город Корон — место, где европейцу нужно определенное время для акклиматизации. Кому-то достаточно пару часов, а кому-то будет мало недели. Поначалу голова гудит от постоянного шума и суеты, местная еда и антисанитария вызывают отвращение. Бедность, лачуги, босоногие голые дети — вызывают чувство жалости. Со временем ты потихоньку вживаешься в эту атмосферу и начинаешь по другому смотреть на этих людей и их образ жизни и в каких-то моментах начинаешь им даже завидовать. Они свободны от тех социальных обязательств, которые заставляют нас сидеть с 9 до 6 в офисе, занимаясь всю жизнь нелюбимым делом.

Город Корон - Бусуанга
Город Корон - Бусуанга

РЕСТОРАНЫ НА БУСУАНГЕ

Ждете вечерние посиделки в ресторане за бокальчиком вина и свежими морепродуктами после насыщенного дня на море? Если «да», то Вам не на Бусуангу. Поиск нормального заведения чтобы поесть — самая острая проблема на острове.

За неделю, которую мы провели здесь, психологически устаешь. Каждый вечер слоняешься из стороны в сторону в надежде найти приличное тихое место с нормальной едой, но таковых на Бусуанге просто нет.

Рестораны все грязные и неотмытые. Принести суп в замусоленной тарелке — это норма. Из представленных в меню блюд есть от силы 20-30%, причем официант это не озвучивает сразу, а возвращается по нескольку раз с фразой сорри! И это не единичный случай, так поголовно везде, за исключением мест, которые принадлежат европейцам. Сама филиппинская кухня, как бы правильно сказать…, ее просто нет. Главное их блюдо — это жарить всё, что только можно на гриле: курицу, свинину, жир, кальмаров, рыбу и т.д. Еще есть Тамаринский суп — кислый до безобразия, даже не сразу понимаешь, это бульон из рыбы или из свинины.

Старались не зацикливаться и каждый вечер ходить в разные места, путем проб и ошибок всё же нашли для себя несколько заведений, где можно нормально поесть и выпить, все они отмечены на общей карте.

Могу рекомендовать их:

Trattoria Altrove — Coron.  Без преувеличения, лучшее место на острове. Хозяин заведения — европеец, соответственно здесь чисто, готовят из свежих продуктов, персонал выдрессирован. В меню есть пицца, приготовленная в дровяной печи. В Италии, конечно, владельцу руки оторвали бы за эту «Маргариту», но по меркам Бусуанги — это очень вкусно. Кроме того есть в меню паста, довольно-таки приличная. Из особенностей — сюда всегда стоит очередь в ожидании освободившегося столика, человек 10 — по моему, это главный показатель для заведения.

Hahgover Bar. Это не ресторан, а просто маленький бар, в котором есть коктейли, пиво, кальян и играет музыка. Хозяин этого заведения Испанец, перебравшийся из Барселоны год назад. В общем, если есть желание после ужина посидеть где-то и выпить, то определенно сюда. Это самое вменяемое заведение, основные посетители которого туристы-европейцы.

Tea & Shake. Это мини-кофейня. Шейки здесь отвратительные, а вот кофе сносное. Утром можно взять на вынос по пути к пристани или зайти вечером и выпить чашку с банановым кексом.

Получается картина следующая: утром кофе в Tea & Shake, обед на островах (готовят лодочники), ужин в Траттории, а за алкоголем и танцами в Hangover Bar напротив. Но это лишь моё субъективное мнение.

Все остальные заведения, которые мы посетили… скажем так, хотелось поскорее оттуда убраться. Вот те, которые запомнил:

  • Island Boy Grill — 80% меню нет в наличии, постоянно дико орет музыка, причем живая, друг друга не слышно;
  • View Desk Grill House — отвратительная грязная посуда, как и еда;
  • Vella Teraces — абсолютно ничего нет в меню;
  • Kawayanan Grill Station — здесь, в принципе можно поужинать, особых минусов не было;
  • Steve’s — орет музыка, ничего не слышно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСЕЩЕНИЮ БУСУАНГИ

Стоит ли преодолеть 9 000 км, терпеть 24 часа в пути и 2 пересадки ради этого острова? — мой ответ будет однозначно «ДА».

Малкапуйя, Банана, Дитайтаян — такие райские острова встречаются редко и все усилия на пути к ним стоят увиденного, а остров Корон и его озёра —  место, единственное в своем роде, такого на нашей планете больше не встретить.

СКОЛЬКО ДНЕЙ НУЖНО НА БУСУАНГУ?

Вопрос это неоднозначный, могу высказать свое личное мнение. На Бусуангу и окрестности нужно минимум 6 дней. Это при условии, что повезет с погодой. Наш график менялся по ходу отдыха на острове, всего на Бусуанге мы провели 7 полных дней.

Рекомендую следующий график:

  • 1й день: Острова Malcapuya и Banana Island;
  • 2й день: Остров Корон (озёра Kayangan, Barracuda, Twin Lagoon, пляж);
  • 3й день: Остров Ditaytayan и ночевка на Banana Island;
  • 4й день: Маршрут по острову Бусуанга;
  • 5й день: Маршрут к острову Pass Island;
  • 6й день: Пляжи острова Корон.

Шесть полных дней хватит, чтобы увидеть 90% всех достопримечательностей этого региона. Рядом с Бусуангой есть и другие острова, такие как Black Island, Tara Island, Culion и др. Но все они по меркам мест выше считаются хуже и труднодоступнее.

ДЕНЬГИ НА БУСУАНГЕ

На острове везде в ходу наличные. Местная валюта — песо. Менять деньги лучше всего в аэропорту Манилы. Там предлагается самый выгодный курс.

ТРАНСПОРТ НА БУСУАНГЕ

По городу Корон легко можно передвигаться пешком. Всё везде близко, в пределах 1,5 км. Если лень, то можно поймать трицикл. Это своеобразная местная маршрутка. Стоимость проезда от 30 до 50 песо по городу.

Открой новый мир для себя

Обзор малоизвестных и незаезженных туристических направлений нашей планеты. Альтернативный взгляд на планирование путешествия по популярным местам.

Открывая новые страны, Вы даете себе шанс взглянуть на мир под другим углом, выйти за рамки общепринятых правил и устоев. Поздравляю Вас, Вы обрели самое ценное в этой жизни.

Виталий Терентьев — путешественник и основатель Readtravel.ru

Privacy Preference Center